МБОУ "СОШ им. А.И. Крушанова с. Михайловка"
Михайловского муниципального округа Приморского края
  • Школьный буллинг: что это и как с ним бороться

    Автор: Ротозей Семен
    "Нет травли!"
    Школьный буллинг: что это и как с ним бороться.

    "Школьный буллинг: что это и как с ним бороться

    Буллинг в школе — это систематическая травля и агрессивное поведение по отношению к одному из учеников. Дети, которые становятся агрессорами, часто выбирают жертву среди одноклассников или тех, кто младше. Обычно это ребенок, который не может дать отпор или рассказать взрослым о происходящем. Психологи отмечают, что чаще всего буллинг встречается в младших и средних классах, а к 15-16 годам количество таких случаев снижается.

    Основные формы буллинга:

    • Физическое насилие (толчки, удары, порча вещей);
    • Вербальные оскорбления и унижения;
    • Распространение слухов и сплетен;
    • Бойкот и социальная изоляция;
    • Насмешки и публичные унижения;
    • Кибербуллинг (травля в интернете);
    • Угрозы в реальной жизни и онлайн;
    • Психологическое давление.

    Агрессоры начинают с мелких провокаций, постепенно усиливая давление. Сначала это могут быть колкие замечания, которые привлекают внимание окружающих. Со временем другие дети могут присоединиться к травле, повторяя действия лидера. В результате жертва испытывает сильный стресс, страх и чувство безысходности.

    Роли в буллинге:

    1. Агрессор (буллер) — инициатор травли.
    2. Жертва — тот, кто подвергается издевательствам.
    3. Наблюдатель — пассивно наблюдает за происходящим.
    4. Защитник — вступается за жертву.
    5. Усилитель — распространяет слухи и поддерживает агрессора.
    6. Ассистент — помогает буллеру в его действиях.

    Участники буллинга часто молчат о происходящем. Жертве трудно обратиться за помощью, а наблюдателям бывает стыдно признаться в своем участии. Поэтому взрослым важно быть внимательными к изменениям в поведении ребенка.

    Виды буллинга:

    1. Физический буллинг
      Агрессор использует физическую силу для запугивания и причинения вреда. Это могут быть толчки, подножки, кража или порча вещей, а в крайних случаях — избиения.
      Последствия:
    • Физические травмы (синяки, ссадины);
    • Эмоциональные травмы (страх, тревога, депрессия);
    • Социальная изоляция;
    • Снижение успеваемости.
      Действия агрессора могут подпадать под статьи Уголовного кодекса РФ (111, 116, 117, 158, 167).
    1. Вербальный буллинг
      Агрессор унижает жертву с помощью слов, оскорбляя ее внешность, интеллект, национальность или увлечения.
      Последствия:
    • Эмоциональные травмы (стыд, низкая самооценка);
    • Социальная изоляция.
      Действия агрессора могут подпадать под статьи 117 и 282 УК РФ.
    1. Социальный буллинг
      Агрессор настраивает коллектив против жертвы, распространяя слухи и создавая негативный образ.
      Последствия:
    • Одиночество и отверженность;
    • Эмоциональное напряжение;
    • Снижение самооценки.
      Действия агрессора могут подпадать под статьи 128.1, 282 и 110.1 УК РФ.
    1. Косвенный буллинг
      Жертва подвергается бойкоту со стороны всего класса без явного лидера травли.
      Последствия:
    • Социальная изоляция;
    • Эмоциональное напряжение.
      Действия могут подпадать под те же статьи, что и социальный буллинг.
    1. Кибербуллинг
      Травля происходит в интернете: оскорбительные комментарии, угрозы, публикация личной информации.
      Последствия:
    • Эмоциональный стресс;
    • Физические симптомы (нарушение сна, потеря аппетита).
      Действия агрессора могут подпадать под статьи 213 УК РФ и 5.61 КоАП РФ.

    Как распознать, что ребенка травят:

    • Плохой аппетит, раздражительность, подавленность;
    • Нежелание идти в школу;
    • Бессонница, тревожность;
    • Отчужденность, недоверие к окружающим.

    Если вы заметили подобные признаки, поговорите с ребенком. Используйте поддерживающие фразы:

    • «Никто не заслуживает, чтобы его обижали»;
    • «Ты не виноват(а) в том, что происходит»;
    • «Я всегда готов(а) тебя выслушать и помочь».

    Что делать, если ребенка травят:

    1. Обсудите проблему с ребенком, покажите, что вы на его стороне.
    2. Обратитесь в школу, поговорите с учителем, классным руководителем или директором.
    3. Если школа бездействует, напишите официальную жалобу в управление образования или правоохранительные органы.
    4. Подключите психолога, чтобы помочь ребенку справиться с эмоциональными последствиями.

    Ошибки родителей:

    • Игнорирование проблемы;
    • Обвинение ребенка;
    • Отсутствие поддержки;
    • Недооценка эмоционального состояния ребенка.

    Если учителя не реагируют:

    • Обратитесь к администрации школы с письменной жалобой;
    • Если ситуация не меняется, свяжитесь с органами образования или правоохранительными органами.

    Если ваш ребенок — агрессор:

    • Не ругайте его, а попытайтесь понять причины такого поведения;
    • Поговорите с ребенком, покажите, что вы готовы его поддержать;
    • Обратитесь к психологу, чтобы помочь ребенку справиться с агрессией.

    Ответственность за буллинг:
    По закону, уголовная ответственность наступает с 16 лет, но за тяжкие преступления — с 14. В остальных случаях к агрессору могут применить дисциплинарные меры, такие как замечание или выговор.

    Буллинг — это серьезная проблема, которая требует внимания и активных действий со стороны взрослых. Только совместными усилиями можно создать безопасную и комфортную среду для всех детей."

    Статью подготовил Ротозей Семён, обучающийся 11 "Б" класса.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie